ПОДПИСКА
НОВОЕ ПАРТНЕРОВ




НОВОСТИ ИНТЕРНЕТА
ОПРОС
Меняется погода – меняем обувь! Что на ножках этой осенью у тебя?
  • балетки

  • туфли

  • "оксфорды"

  • ботильоны

  • сапоги

результатыархив


Психология

Сглаз долой

Когда бездомной оказывается Стрекоза, которая лето красное пропела, никто не удивляется и не ищет ирреальных причин. Другое дело, если без крова вдруг остается трудолюбивый Муравей. Например, его домик рушится ни с того, ни с сего и рассыпается на мелкие кусочки. "Ясное дело, - говорят в таком случае соседи, - Стрекоза сглазила". Когда мы не видим причины своего несчастья, когда оно обрушивается нам на голову внезапно и особенно, когда неудачи начинают сыпаться со всех сторон, словно мы угодили под бомбардировку, в нашу голову обязательно приходит мысль: "Сглаз". Но если раньше снимать "сглаз" брались только "бабки", да и то не всякие, сейчас даже психологи стали ставить диагноз "сглаз" и назначать курс лечения.

Пришла беда: запирай ворота

Долгое время в психологии считалось, что так называемый сглаз, если и существует, является всего лишь следствием самовнушения у суеверных и невротичных людей. Лучшей защитой от сглаза признавалось неверие в саму его возможность. Этому заслуженному методу, однако, можно выразить несколько весьма существенных претензий.
Сглаз долой1. Большинство людей не задумываются о том, верят ли они в возможность "сглаза", пока не обнаруживают его симптомы у себя или у своих близких. Многих законченных атеистов именно сглаз впервые привел под купол церкви. Любой человек, верящий в возмож- ность "наведения беды", может рассказать, что эта вера появилась не на пустом месте, а как следствие страшных обстоятельств, единствен- ным объяснением которым был сглаз.
2. Убежденность в том, что никакого сглаза нет и не может быть, помогала бы справиться с ним, так же как твердой уверенности в своем здоровье иногда достаточно для излечения.
Необходима, однако, недюжинная сила, чтобы сказать себе: "Я потерял работу, жена выгнала меня из дома, мой автомобиль разбился в лепешку, а друзья отвернулись от меня. И это отлично. Наконец-то найду работу поинте- реснее, жену помоложе, которая возьмет меня жить в квартиру побольше, купит мне автомобиль покруче и найдет мне друзей побогаче". Горевать же о собственном крахе, но отрицать его причину, опасно. Это похоже на то, как если бы человек, считающий себя тяжело больным, отказывался признать диагноз и лечиться.
3. Даже если бы неверие в существование сглаза действительно защищало бы от него, человек чаще всего не властен над своей верой или неверием точно так же, как он не может запретить себе думать о том, что упрямо лезет в голову. Старинная шутка, что желание сбудется, если, загадав его прямо сейчас, ни разу не подумаешь о лисьих хвостах, показательный пример.
Полезно не думать о сглазе точно так же как полезно не думать о болезнях, авариях и ссорах. Хорошо, если мысли человека целиком позитивны. Однако, несчастья - те же лисьи хвосты. Ни разу не подумать о них, к сожалению, очень трудно.
Другими словами, всем тем людям, которые до сих пор уверены, что сглаз - это выдумка невротиков, следует непременно оставаться на той же позиции. Сглаз до сих пор либо обходил их стороной, либо разрушал их жизнь весьма умеренно, маскируясь под случайные невзгоды. Таким людям действительно ни к чему захламлять свою голову лишними опасениями. Все же остальные, и их, увы, большинство, хоть раз испытавшие в жизни негативное влияние чужой воли и тем более остающиеся под этим влиянием до сих пор, осознают более или менее ясно, что сглаз не только может быть, но и может быть весьма сильным.
Приводимые ниже объяснения механизма воздействия на человека сглаза имеют своей целью не доказать его существование тому, кто никогда не сталкивался с этим явлением, а помочь разобраться в нем тем, кто однажды уже пострадал от чужого влияния, избавиться, а главное, защититься от этого впредь.
Сколь ненаучно ни звучало бы слово "сглаз", в этом явлении нет ничего такого, что бы противоречило современным научным концепциям. Ученые, изучающие физику человека, точно так же как ученые, пытающиеся освоить процессы его психики, не только допускают возможность, так называемого, нематериального воздействия одного человека на другого, но и считают, что это воздействие может быть очень значительным. Подойдя к проблеме сглаза с разных сторон, и "физики" и "лирики" (если так можно назвать психологов) пришли в результате к единому заключению.

Человек человеку… волк?

Ученые, исследующие мозг, с каждым новым своим открытием в этой области все сильнее осознают глубину древнего афоризма: "Чем больше я знаю, тем больше понимаю, что ничего не знаю". Одно только открытие все новых и новых типов нейронов: детекторных, гностических, модуляторных, команд- ных, мнемических. семантических и т. п. с одной стороны обогащают опыт психофизиологов, но с другой, демонстрируют все большую сложность и многообразие мозговых процессов. Ни один ученый этой области и даже группа ученых не берется делать выводы об общем принципе работы человеческого мозга. Все предпочитают заниматься собственной весьма узкой специализацией, что не мешает им получать за свои открытия Нобелевские премии. Так, например, эту премию в 1981 году получили психофизиологи Хьюбел и Визел за работу о "феномене ориентационной избирательности нейронов зрительной коры кошки". Понятно, что это открытие, получившее столь высокую оценку, если и объясняет что-то в механизме мышления человека, то, вероятно, всего лишь один из миллиона, а то и миллиарда компонентов.

Короче говоря, по части человеческого сознания и, тем более, подсознатель- ной сферы почти все остается неясным. Понятно лишь следующее. Мозговые процессы имеют настолько сложную структуру, что объем возможностей человеческого мозга является неограниченным или почти неограниченным.

Сглаз долойДля нас представляет интерес следующее. Истязая во благо науки кошек и крыс, а так же наблюдая за людьми с различными патологиями мозга, психо- физиологи выяснили, что состояние депрессии, страха, эмоциональной заторможенности или, наоборот, невоздержанности, а так же неспособ- ности строить планы может быть вызвано микроско- пическим изменением мозговых импульсов.
Исследования мозга больных, покончивших с собой в состоянии депрессии, показали, что он обеднен норадреналином и серотонином. Понятно, что, если в силу каких-то причин, мозг человека получа- ет импульс, блокирующий достаточную выработку этих веществ, человек довольно скоро погружается в состояние, когда он не только оказывается не способен преодолевать серьезные препятствия, но и самые мелкие проблемы воспринимает с преувеличенным пессимизмом.
Мы привыкли считать, что нашу депрессию вызывают неблагоприятные внеш- ние события. Однако чаще сами негативные события вызваны понижением нашего психического тонуса. Любая проблема, по сути, является лишь стимулятором активности и показателем необходимости новых приемов деятельности. Возможно даже, что, прибывая в наилучшем своем состоянии, человек просто не сталкивается ни с какими проблемами, потому что его внимание и способность к синтезу поступающих сигналов вовремя сообщают ему о необходимости тех или иных усилий. Если мозговой тонус человека снижен, он начинает поступать опрометчиво, сам того не замечая. Плачевный результат этого еще больше угнетает его мозговые процессы, так что доволь- но скоро он может не только потерять работу и друзей, но и получить травму, споткнувшись буквально на ровном месте.

Что же говорит столь конкретная и вместе с тем такая туманная область, как психофизиология, о возможности другого человека влиять на наши эмоции?

Она говорит, что за наше эмоциональное состояние отвечает лимбическая система, которая является самой древней структурой головного мозга, то есть структурой, одинаковой у всех млекопитающих.
Русский биолог Гурвич в середине двадцатого века провел ряд исследований, в результате которых пришел к заключению, что здоровые растения и живот- ные начинают болеть, если оказываются в тесном соседстве с больными особями.
Многочисленные наблюдения за млекопитающими показали, что животные способны передавать друг другу сигналы опасности без всяких внешних проявлений, по крайней мере, без тех, которые фиксировал бы человек.
Короче говоря, хоть мы с вами и люди, в самой основе своего мозга мы остались животными. А животные, например, волки, потому и имеют дурную привычку убивать больных сородичей, что, вероятно, слишком сильно отравляют им жизнь постоянные сигналы о приближающейся смерти.

Что касается людей, то еще в конце 19 века известный русский невролог и психиатр В.П. Бехтерев описал беспрецедентный по своим масштабам случай эпидемии кликушества. Эта эпидемия охватила Россию и число новых жертв ежегодно превышало десятки тысяч. Больные кликушеством имели склонность без всяких видимых причин впадать в истерику, кидаться на пол, выть, мяукать и кричать на разные голоса. Появившись в деревне, одна кликуша могла заразить всех женщин детородного возраста. Бехтерев приводит случай, когда кликушество разразилось прямо во время свадьбы. Припадок начался с невесты, за ней последовал жених и еще пятнадцать гостей. С эпидемией в России удалось справиться только тогда, когда психически больных стали лечить в специальных местах, не разрешая им общаться со здоровыми.

Голодный сытого не разумеет

Многие успешные люди интуитивно стараются избегать общения с неудачниками, считая, что невезенье может быть заразным. С точки зрения нравственности, этот вопрос является довольно скользким, но, с точки зрения современной психологии, в нем есть доля здравого смысла. Одно дело, когда речь идет о близком и любимом человеке, попавшем в беду. Несчастье такого человека автоматически становится нашим собственным и, помогая ему, мы решаем уже свою проблему. Но оказывать эмоциональную поддержку всем, кто в этом нуждается, задача, которая по плечу лишь очень редким людям. Это действительно серьезная миссия, и, если за нее берется человек, обуреваемый гордыней, часто притворяющейся добротой, или чувством вины, часто выдающим себя за чувство долга, результат для такого человека может быть плачевным. Наверное, не стоит бросаться в море к утопающему тому, кто совсем не умеет плавать.

Это лирическое отступление проясняет позицию новейшей психологии в отношении того, как сильно действуют на нас чужие установки. Один весьма преуспевающий бизнесмен, быстро сколотивший себе состояние, рассказывал, что, прежде всего, он перестал ездить в метро. Денег на покупку даже самого дешевого автомобиля у него не было, но он выкраивал из своей небольшой зарплаты на такси, чтобы никогда не появляться в месте, где, по его мнению, собирается слишком много озлобленных, невезучих и крайне завистливых людей. Понятно, что, обладая такой чувствительностью на чужое негативное влияние, он весьма виртуозно избегает его до сих пор. В отличие от других, быстро разбогатевших людей, он скромно одевается, его автомобиль оснащен изнутри, но непритязателен снаружи, и, где он проводит свой отпуск, не знает даже его секретарша.
По всей видимости, зависть является основной негативной эмоцией, обладаю- щей достаточной мощью, чтобы влиять на мозговые импульсы другого челове- ка. Если от чужих негативных установок можно как-то заслониться, даже проводя в метро значительное количество времени, то от зависти, особенно имеющей яростную силу, обороняться гораздо сложнее.
Возможно, сильная зависть, сама по себе, является измененным состоянием сознания, по сути, трансом, которого шаманы и колдуны достигают с помощью тренировок и вспомогательных средств. Ни страсть, ни ненависть не могут ввести человека в состояние столь сильной концентрации психической силы как зависть. Тот, кто хоть раз испытывал это неприятное чувство, может вспомнить, что даже во время короткого приступа зависти, человек начинает идентифицировать себя с другим, словно его сознание покидает оболочку собственного Я и стремиться обрести Я другого.
Мозг завистника быстро образовывает с мозгом другого человека единую структуру импульсов. Но какой импульс навязывает завистник жертве? Суть его сводится к одному: "Отдай мое счастье". По всей видимости, завистник абсолютно искренне полагает, что его обокрали. Он похож на голодного, доведенного до безумия человека, который, почувствовав запах мяса, бро- сается в костер и хватает его прямо с углей. Понятно, что съесть горячее мясо он не сможет, как не может завистник воспользоваться удачей другого. Однако разворошить чужую структуру сознания, словно костер, он чаще всего способен.
Лучше всего объясняет механизм проникновения в систему другого человека теория биополя, которую в настоящее время не отрицает ни один ученый, даже самой узкой научной специализации. Еще в конце 30-х годов теперь уже прошлого века советские физики, супруги Кирлиан поместили лист растения в высоковольтное высокочастотное поле, и обнаружили, что его окружает сияние, так называемая, аура. Этот эффект получил название эффекта Кирлиана.
Позже русский биолог И.С. Марченко, изучая, как соседствуют деревья в лесу, сделал вывод, что деревья с более сильным биополем подавляют более слабые.
Даже ветви, находящиеся рядом с чужим биополем, искривляются, словно упираются в невидимую преграду. Существованием биополя объясняют феномен "фантомных болей", когда человек ощущает боль давно ампутиро- ванной части тела.
Но если биополе является информационной оболочкой человека, то странно было бы не считать закономерным то, что на нее могут иметь влияние различные информационные импульсы, такие как мысль, достигшая высо- кой концентрации.

Хочешь быть счастливым - будь

В отличие от "порчи", механизм воздействия которой сложнее, и это тема для отдельной статьи, сглаз является мгновенной энергетической атакой на психику человека, хотя и может совершаться одним и тем же субъектом многократно. Избавиться от сглаза - это устранить его разрушительные последствия, нормализовать работу мозга и реабилитировать позитивные программы.
Как это может выглядеть на практике?
Во-первых, необходимо понимать, что небольшая авария не означает, что автомобиль после починки не станет ездить лучше прежнего. Главное, признать сам факт аварии. По большому счету неважно, кто вас сглазил и был ли это сглаз. Курс лечения от сглаза точно такой же, как и в случае другого сбоя работы вашего мозга, произошедшего, например, по причине чрезмерной нагрузки. Вообще знать причину любой поломки нужно лишь для того, чтобы впредь постараться ее избежать. В остальном же, авария требует лишь скорейшей починки. Если же продолжать ездить на неисправном автомобиле, дело может кончиться совсем плохо.

Любой человек, ставший козлом отпущения для разных бед и невзгод, должен понимать, что то состояние, в котором он прибывает является звеном замкнутой цепи. На него будет обрушиваться тем больше проблем, чем хуже будет его состояние. И наоборот. Выйти из этого заколдованного круга можно лишь одним единственным способом: обеими руками ухватившись за любую положительную эмоцию и начав активно притворяться, что все хорошо.

Трудно поверить, но многочисленные эксперименты доказали, что даже притворная радость, навязываемая человеком самому себе в течение некото- рого времени улучшает баланс того самого норадреналина и серотонина, от недостатка которого люди имеют привычку выпрыгивать в окно. Если сил уже не хватает даже на притворство, необходимо срочным образом прибегать к помощи врачей и стимулировать свой мозг препаратами. Самая кощунственная ошибка людей, переживающих, так называемую, "полосу неудач", ждать, когда она пройдет. Конечно, иногда все действительно заканчивается само собой в один прекрасный момент, потому что в человеке чаще всего включаются аварийные резервы, он вдруг ни с того ни с сего успокаивается, его состоя- ние нормализуется, вслед за чем постепенно или мгновенно приходит удача. Но разве гуманно по отношению к себе ждать самой последней, аварийной черты? Тем более, что у некоторых людей она, увы, находится за чертой смерти.
И конечно, как и в случае с любой заразой, сглаз гораздо дешевле предотвра- тить, чем лечить.

Тьфу, тьфу, тьфу, от черного глаза, от лихого человека

Подавляющее большинство жертв сглаза сами провоцируют подобные нападе- ния, вызывая у других сильные негативные эмоции. Кроме того, в момент нападения жертва часто сама допускает нанесение себе ущерба, потому что испытывает перед нападающим неосознанное чувство вины.
Например, Муравей, которого, по нашей версии, сглазила Стрекоза, мог бы отказать ей в гораздо более деликатной форме, а не читать высокомерную нотацию, не унижать ее достоинство тогда, когда она находилась в зависимом от него положении. Он мог бы сказать, например, что его Муравьиха ревнива и беременна, что ей нужен покой, а не ветреная квартирантка. В этом случае Стрекоза не была бы так раздавлена, а Муравей не чувствовал бы себя винова- тым. В нашем же случае Муравей сделал все, чтобы стать жертвой сильного психического удара. Если вы уравновешенны, справедливы и скромны, сглаз вам не страшен.
К сожалению, если к первому и второму мы хотя бы можем стремиться, то о третьем обычно мы не хотим и слышать.
Еще Ницше писал, что большинству людей необходимо отражаться в зеркале чужого восхищения, потому что иначе им не видно ни одного своего достоинства. Многие из нас не понимают, зачем нужно стремиться к высокому социальному положению, если не для того, чтобы показать всем и каждому, кто ты есть, зачем трудиться в поте лица, если не для того, чтобы демонст- рировать всем достигнутые результаты. Для большинства скромность равно- сильна отказу от всех земных благ.
В этом случае приходится смириться с тем, что любой человек, наделенный амбициями, но лишенный достаточного трудолюбия и способностей для их реализации, становится нашим потенциальным врагом. Его внутреннее чувство говорит ему, что ситуация крайне несправедлива, а наше чувство вины за то, что мы такие счастливые, а он такой несчастный, может открыть ему дверь, как предатель отворяет перед врагом ворота спящего города.
Выход один. Нужно осознать в себе комплекс неполноценности, заставляю- щий нас доказывать другим свое превосходство, и одновременно вызывающий в нас чувство глубокой вины. Избавившись от такого комплекса, мы нашли бы массу преимуществ в том, чтобы добиваться успеха, не демонстрируя его. Существуют разные методы защиты от сглаза, но без учета вышесказанного, они оказываются неэффективны. Никакие обереги не помогут охотнику, который все время дразнит тигра. Сам же механизм действия оберегов от сглаза довольно остроумен. Интересно, что любые украшения, замысловатые детали одежды и даже роспись тела служили нашим предкам для сбереже- ния от сглаза. С этой же целью у входа в избу русский крестьянин вешал драные лапти. Считалось, что самым опасным у обладателя "черного глаза" является первый взгляд. Если он "сломает" свой взгляд на каком-нибудь предмете, то его глаз будет лишен силы.
На ручку младенцу старались привязать красную тряпочку. Такая тряпочка обязательно привлекала внимание и, взглянув на нее в первую очередь, злой человек смотрел на самого ребенка не таким опасным взглядом. С точки зрения современной науки, древние люди, весьма успешно добивались рассеивания концентрации негативного посыла, заставляя недоброжелателя отвлекаться на яркие и причудливые предметы.
Украшения и татуировки могут помочь современному человеку достичь похожего эффекта. Однако, не стоит забывать, что наши предки основное значение придавали все той же скромности, часто переходя в этом всякие границы. Своих детей запрещалось хвалить, а вспоминать о чужих детях считалось неприличным. Имена, которые давались в русских селеньях говорят сами за себя: Нелюб, Немил, Некрас, даже Урод и Рябой. Ребенку с таким именем никто не позавидует, дальновидно полагал крестьянин.
Мы же соглашаемся, чтобы нас ругали только, когда сдаем экзамены. В любое другое время нам хочется… зависти. "Как я тебе завидую!" - это лучший комплимент. "Все чуть не умерли от зависти!" - это повод гордиться.
Такая беспечность, в зависимости от ситуации, может стоить либо дорого, либо очень дорого.

Ваше мнение